УПРАВЛЕНИЕ НАРУЖНЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ МАЛЫХ ГОРОДОВ

к.т.н. В.Казачинский, к.т.н. А.Казачинский, Н.Н.Берёза, А.В.Тищенко

 

Введение

Не секрет, что современные технологии автоматизации в сфере управления наружным освещением, в основном, внедряются в крупных городах. И на то есть веские причины. Во-первых, финансовые возможности большого города не соизмеримы с бюджетом небольших населённых пунктов. Во-вторых, наличие специалистов в области компьютерных технологий является основой обеспечения надёжного функционирования автоматизированных систем. А в крупных городах найти специалиста необходимой квалификации значительно проще. Данные факторы и обеспечивают перекос во внедрении современных систем управления уличным освещением для разных категорий населённых пунктов.

Краткий обзор новой концепции

Мировой опыт внедрения современных IT-технологий в различных отраслях показывает, что непрерывный рост и совершенствование техники опережает средний уровень подготовленности технического персонала конечных пользователей этой новой техники. В последние десятилетия  данная тенденция породила новые методы внедрения и эксплуатации  инновационных проектов через создание различных центров компетенции, концентрирующие опыт и знание в конкретной области техники.

Так, например, один из крупнейших провайдеров сотовой связи в Украине реорганизовал свою структуру и передал все вопросы технического обслуживания сетевого оборудования, базовых станций и коммутаторов, специализированному предприятию, компетентному в этом оборудовании. Это позволило существенно сократить расходы на обслуживание и повысить его качество, что в конечном итоге привело к повышению надёжности и качества предоставления услуг конечным абонентам.

Можно привести множество других примеров предоставления услуг центрами компетентности – это интернет-услуги GPS-сопровождения транспорта и грузов, это услуги АСУ предприятием через «облачные сервисы» и т.д. Всё это значительно упрощает внедрение современных технических достижений, не требуя наличия квалифицированного персонала у заказчика, что в итоге повышает эффективность  решения конечной задачи.

Варианты реализации новой концепции

Опыт многолетней работы с предприятиями, занимающимися эксплуатацией и обслуживанием уличного освещения позволил сформулировать два основных способа внедрения автоматизированных систем управления наружным освещением.

Для небольших населённых пунктов, которые удобно объединить в территориальную группу с единым графиком включения-выключения освещения предлагается создание кустового диспетчерского центра (КДЦ), имеющего необходимую инфраструктуру и технический персонал. Данный КДЦ заключает договора и при необходимости участвует в тендерах на предоставление услуг по управлению наружным освещением с соответствующими коммунальными предприятиями населённых пунктов.  Схема взаимодействия между участниками такого варианта показана на рисунке.

КДЦ выполняет все работы по монтажу и инсталляции оборудования в шкафах управления наружным освещением (ШУНО) осветительных сетей, обеспечивает дистанционное управление этим оборудованием по согласованному графику, производит диагностику состояния ШУНО и осветительной сети. Контролирует работоспособность установленного оборудования и, при необходимости, производит его ремонт и профилактическое обслуживание. Дистанционно считывает показания приборов учёта электроэнергии, подготавливая подробные отчёты по потреблённой электроэнергию для каждой сети освещения.

Для отдельных населённых пунктов, в том числе и не обязательно малых, предлагается также вариант создания «виртуального» диспетчерского центра (ВДЦ) на площадке основного производителя оборудования управления СПРУТ®  ОДИС-W. В данном случае для управления конкретной сетью наружного освещения требуется  только компьютер, подключённый к интернет. Данный компьютер может эпизодически подключаться к ВДЦ для проверки состояния осветительной сети и оборудования, а также производить те или иные управляющие действия. Схема взаимодействия  этого варианта показана на рисунке.

Требования к компьютеру диспетчера могут быть самые минимальные – от смарт-фона, планшета, ноутбука до стандартного офисного ПК. При этом не требуется инсталляция специализированного программного обеспечения, необходима только стандартная операционная система из семейств Windows, Linux, Android. Взаимодействие с ВДЦ  производится через интернет с помощью защищённых каналов связи VPN, что полностью предотвращает несанкционированный доступ к системе управления. Данный способ следует считать даже более надёжным, чем локальный диспетчерский центр, так как исключен доступ к учётным данным блока GSM-связи, через который возможно произвести взлом системы управления.  Очевидно, что в этом случае нет необходимости заботится о круглосуточной работе компьютера, сохранения данных, их архивации. Нет надобности в затратах на содержание штата диспетчеров и электриков, на сопровождение и обслуживание специального программного обеспечения, на обеспечение бесперебойного питания,  защиту от несанкционированного использования и т.д.

О целесообразности новой концепции

Новый подход особо выгоден в тех случаях, когда нет возможности и средств для создания локального диспетчерского центра (ЛДЦ). Для полноты понимания следует описать пример такого ЛДЦ и состав оборудования.

В первую очередь ЛДЦ должен иметь основной компьютер системы управления – сервер, который обязан круглосуточно функционировать для отслеживания всех событий в осветительной сети. Для этого компьютера необходимо обеспечить надёжное бесперебойное питание, соблюдение температурного режима, необходимое техническое обслуживание, постоянно обновляемую защиту от вредоносных программ, резервное копирование данных, а также защиту от несанкционированного доступа посторонних. В ряде случаев данный компьютер может быть одновременно рабочим местом диспетчера. В таком варианте предъявляются ещё более жёсткие требования к дисциплине работы диспетчера на данном компьютере – отсутствие посторонних программ на компьютере, не корректные действия пользователя и т.д. Работа со специализированным программным обеспечением должна выполняться строго по инструкции, нарушение которой может привести к потери данных или к неработоспособности всей системы в целом.

При наличии дополнительного компьютера в ЛДЦ, как рабочего места диспетчера, он должен подключаться к основному компьютеру через локальную сеть или интернет и иметь все средства защиты доступа к системе управления. Контроль состояния всей системы и её защиты в этом случае всецело зависит от квалификации местных специалистов.

Вторым важным компонентом ЛДЦ является блок GSM-связи, который, дополнительно, имеет свои особенности эксплуатации. В первую очередь, это обеспечение достаточного уровня GSM-сигнала в месте расположения этого блока и устойчивая работа ближайшей базовой станции сотовой сети без перегрузок и смены настроек. Обязательным условием надёжной работы этого блока является  профилактика СИМ-карт и их держателей для встроенных модемов, а также других разъёмных соединений коммуникаций блока.

Таким образом, становится понятна вся ответственность содержания собственного ЛДЦ и оценка затрат на его обеспечение бесперебойной работы. Становится очевидным, что в большинстве случаев для малых городов, а также при желании обеспечения эффективности и экономии затрат для крупных городов, целесообразно внедрение новой концепции управления наружным освещением.

Ещё раз о безопасности и надёжности

Следует особо отметить, что развитие современных технологий передачи данных для банкинга, защиты персональных данных, военных применений и т.д. наглядно доказывает, что современные интернет-сети обеспечивают максимальную надёжность и сохранность, в ряде случаев не доступную для локальных систем, для которых реализация систем защиты может быть либо слишком дорога, либо не эффективна.

Централизованный сервис, объединение опыта квалифицированных специалистов – бесспорные аргументы в пользу центров компетенции, в том числе, и в такой социально важной отрасли, как управления наружным освещением населённых пунктов и дорог.